Ученые ИТМО придумали, как можно быстро управлять связью света и вещества в оптических устройствах будущего

Ученые ИТМО предложили подход, который позволит более эффективно связывать свет и вещество. Исследование открывает новые возможности для создания оптических устройств будущего ― например, фотонного компьютера и других устройств, в которых информация передается с помощью частиц света. Результаты исследования опубликованы в журнале Nano Letters.
Отражение лазера на оптическом столе в квантовой лаборатории. Источник: mikeshots / Фотобанк Фотодженика
Для обработки, кодирования и передачи информации в компьютерах и смартфонах сегодня используется электричество. Но этот способ несовершенен: электроника нагревается и поэтому расходует много энергии, а еще ограничена в скорости работы. Решить проблемы можно, если вместо электронов для кодирования информации использовать частицы света — фотоны. Фотонные устройства меньше греются, потребляют меньше энергии и при этом работают быстрее, не теряя в качестве передачи данных.
Чтобы создать фотонные устройства, ученые разрабатывают оптические системы, которые интегрируются на чип. Для этого можно использовать тонкий волновод — слой диэлектрика с высоким показателем преломления, который локализует и удерживает в себе свет. Если в структуру добавить слой полупроводника, то на таком чипе можно генерировать экситон-поляритоны. Это гибридные квазичастицы, которые объединяют в себе свойства света и вещества и позволяют производить вычисления на основе оптики, а не электроники.
Однако изучать такие частицы и управлять ими сложно, потому что они «заперты» в волноводе и не излучают свет в свободное пространство. Чтобы решить эту проблему, физики стараются создавать добротные фотонные структуры — то есть такие метаповерхности, которые могли бы выводить свет в свободное пространство. Для изготовления таких структур нужно использовать сложные и дорогостоящие методы. Кроме того, для экспериментов ученым приходится использовать микроскопы, у которых есть различные ограничения в работе: например, заводить свет в образец можно только под определенным углом, а чтобы визуализировать связь света и вещества, требуются длительные измерения.
Что придумали в ИТМО
Ученые ИТМО предложили свой подход к изучению и управлению волноводными экситон-поляритонами с помощью призмы твердой иммерсии. Благодаря новому методу исследователи за несколько миллисекунд могут увидеть, как свет взаимодействует с веществом внутри волновода, и управлять этим процессом.
Для этого физики добавили к образцу волновода двумерный полупроводник из однослойного дихалькогенида переходного металла WS2, а также использовали линзу твердой иммерсии из селенида цинка (ZnSe) с высоким показателем преломления света. Благодаря этому исследователи смогли визуализировать волноводные экситон-поляритоны, а также управлять силой связи света и вещества, изменяя расстояние между плоской поверхностью линзы и образцом.
Кроме того, путем контролируемого изменения силы связи света и вещества ученые смогли исключить влияние дефектов в полупроводнике на свойства волноводных экситон-поляритонов при комнатной температуре.
Что дальше
На основе предложенного метода можно создать микроскоп, который позволит быстро и неинвазивно изучать экситон-поляритоны в оптических чипах. Устройство будет полезно для создания и исследования новых сверхкомпактных устройств для оптической обработки информации на фотонных чипах, в том числе — фотонного компьютера.
«В своем исследовании мы показали новый физический эффект, при котором использование экситон-поляритонов в волноводе позволяет уменьшить влияние дефектов в полупроводнике на его оптические свойства. Мы продемонстрировали, как можно управлять этим эффектом, контролируя расстояние между линзой твердой иммерсии и волноводом. В будущем мы планируем использовать линзы с более высоким показателем преломления. Это позволит изучать структуры, которые сильнее удерживают свет и при этом обладают меньшим объемом», — рассказал один из авторов исследования, аспирант третьего курса Нового физтеха Валерий Кондратьев.
Журналист Елизавета Кокорина